Юкко Линтунен (ukko_lintunen) wrote,
Юкко Линтунен
ukko_lintunen

Его Лазурнейшее Великолепие: Rolls Royce Silver Spirit



Банкротство Rolls Royce Limited в конце 1970 года из-за проблем авиационного подразделения чуть было не поставило точку в судьбе самой известной британской марки, и только вмешательство правительства страны позволило спасти компанию.

"Спасательный круг" для Rolls Royce обошёлся британским налогоплательщикам в сумму около 250 млн. тогдашних, ещё обеспеченных золотом американских долларов (правильнее было бы указать в фунтах стерлингов, но в источнике было в долларах; прикинул "на пальцах", что это около 12,5 млрд. современных долларов США). Компанию национализировали и разделили на две, независимые друг от друга. Отделение, выпускавшее авиационные двигатели, осталось под контролем государства, тогда как автомобильный филиал, получив наименование Rolls-Royce Motors Ltd., уже с мая 1971 года возобновил выпуск Silver Shadow. Созданный в 1965 году "с нуля", это был первый автомобиль компании с несущим кузовом. За 15 лет производства было выпущено около 32 тысяч экземпляров "Серебряной тени", что стало самым большим успехом за всю историю марки. Тем не менее, к концу 70-х автомобиль основательно устарел, а состоятельные клиенты требовали модернизации модельного ряда.

Разработка дизайна кузова Silver Spirit началась еще в 1972 году, но из-за энергетического кризиса была приостановлена. Работа продлилась до 1977 года, при этом параллельно Silver Shadow выпускался якобы новый и "эксклюзивный" Camargue (хитрый маркетинговый ход, позволивший "малой кровью" создать видимость обновления). Серийный же выпуск автомобиля, если к Роллс-Ройсам вообще применимо это словосочетание, начался в 1980 году.

Silver Spirit создавали по образу и подобию «Серебряной Тени»: те же формы классического седана, которым возглавивший отдел моделирования австрийский инженер-дизайнер Фритц Феллер добавил еще больше солидности. Особенно удалась монументальная передняя часть в стиле Camargue. Машина стала длиннее и шире, но при этом площадь остекления увеличилась почти на треть. Silver Spirit мог похвастаться значительными улучшениями в езде и курсовой устойчивости. Улучшилась и безопасность. Даже знаменитая фигурка Spirit of Ecstasy теперь была сконструирована так, что при ударе могла прятаться в корпус радиатора (кроме заботы о пешеходах это помогало уберечь недешёвую фигурку от вандалов, желающих заполучить её в качестве сувенира). Отделка салона была выполнена в лучших традициях марки — роскошь в каждой детали.

1980 RR Silver Spirit Azur

В 1986 году компания внедрила в конструкцию двигателя Silver Spirit систему впрыска Bosch, которая до этого устанавливалась лишь на поставляемые в США экземпляры, а также систему ABS. Несмотря на сложное положение Rolls-Royce и британской экономики в целом в начале 80-х годов, продажи автомобиля шли хорошо. За период с 1980 по 1989 было выпущено 8129 экземпляров Rolls-Royce Silver Spirit первой серии.

В журнале "За рулём" (сдвоенный номер 5-6 за 1981 год, если кому интересно), автомобиль удостоился заметки в любимой многими рубрике "В мире моторов". Бессменный ведущий рубрики, зам. главного редактора журнала Л.М. Шугуров, приводил в заметке небезынтересные технические детали: например, аккумуляторная батарея (68 А/ч) размещалась под задним сиденьем, а конструкция дверных ручек была намеренно оставлена классической, так как она "удобнее для швейцаров". Для меня эта заметка была первым знакомством с автомобилем, а плохонькая фотография зародила мечту "если не увидеть такую машину своими глазами, то хотя бы когда-нибудь поставить на полку модель" (что в те годы, по сути, было равноценной фантастикой):



Что ж, как говорится, "мечты сбываются". В 2013 году на "Олдтаймер-галерее", проходившей в "Крокус-Экспо", увидел тот самый "Роллс", правда, в американской версии (сдвоенные фары выдают его с головой):



Потом тема как-то забылась, но вдруг... Стремительный рост курса валюты в конце текущего года подстегнул вложить куда-нибудь "ещё не вложенное", а поскольку телевизор уже есть, а контрольный пакет акций "Газпрома" мне пока не по карману, обратил свой взор на ассортимент масштабных моделей. Упомянутый в одном из относительно недавних постов каталог Neo Scale Models сыграл тут не последнюю роль. Итогом стало сразу несколько заказов из различных "лабазов", один из которых был получен вчера. В роскошной коробке из "кожи молодого дерматина" (которую я благополучно забыл сфотографировать), находилось Его Великолепие:



Rolls Royce Silver Spirit  первого поколения (1980 год). Как назывался этот цвет в каталоге фирмы — найти не смог, но уверен, что без упоминания Лазурного Берега (Французской Ривьеры) там не обошлось. В общем, Его Королевское Роллс-Ройсшество во всей красе:





Умельцы из Neo Scale Models постарались на славу! На мой взгляд, придраться решительно не к чему.





С источниками света у меня беда, поэтому сфотографировать интерьер красиво ну никак не получается. Вот ореховый "шпон" на приборной панели:



А здесь — настоящий ремень безопасности VIP-пассажиров с защёлкой, выполненной отдельной деталью:



Наконец-то не забыл сфотографировать донышко. Для "Серебряного духа" китайские товарищи решили постараться и передали рельеф днища автомобиля, вместо традиционной ровной плоскости. Степень похожести на оригинал оценить трудно, а вот отсутствие глушителя бросается в глаза. Похоже, недостаток найден!



RR Silver Spirit был довольно крупным автомобилем. Возмём, к примеру, его земляка и современника:



Чтобы лучше понять разницу:



В конце 80-х "Серебряный дух" пережил серьёзную модернизацию и выпускался уже во втором поколении, но принципиально не изменился. Покупательский интерес к автомобилям Rolls Royce сокращался, особенно это было заметно на фоне возросшей активности Mercedes-Benz и BMW на рынке роскошных седанов. Для тотальной перестройки модельного ряда требовались деньги, которыми в Rolls Royce попросту не располагали. Пока суд да дело, новую модель компании Silver Seraph решили оснастить покупным мотором — такого в многолетней и славной истории компании еще не было. 12-цилиндровый бензиновый мотор BMW на световые годы превосходил собственные разработки фирмы. В остальном же «Серебряный Серафим» представлял собой эволюцию Silver Spirit — на разработку совершенно нового автомобиля у компании так и не нашлось средств. И тогда владелец Rolls-Royce — промышленный конгломерат Vickers Ltd — начал искать покупателя. Поиски оказались недолгими — англичане уже было договорились с BMW, когда буквально в последний момент на сцену вышел Фердинанд Пьех из Volkswagen и перебил финансовые условия баварцев. Впрочем, в BMW так просто не отступили. В течение следующих нескольких месяцев две немецкие компании грызлись за Rolls-Royce, как дворовые псы из-за суповой кости. В итоге победителем в этом бою без правил оказался все-таки BMW. Именно баварцам в конечном итоге достались права на торговую марку Rolls-Royce, в то время как Volkswagen пришлось довольствоваться приобретением Bentley и получением в собственность завода в Крю.

А BMW в 2003 году представила потрясающий Phantom. Компания тщательно скрывала информацию о грядущей премьере, поэтому появление совершенно новой модели для многих стало сюрпризом. Но еще большей неожиданностью стали потребительские качества и дизайн Phantom. Казалось бы, перейдя под контроль немцев, легендарный британский бренд растеряет всегдашний лоск и благородство, фундамент которого строился десятилетиями, но на деле новинка получилась сногсшибательной. Взяв все лучшее от двух школ автомобилестроения — технологии от Германии и роскошь от Великобритании, Phantom единовременно и без вариантов утвердился на троне самого пафосного и самого престижного автомобиля планеты. Особенно успех нового Rolls-Royce впечатляет на фоне с треском провалившегося проекта воссоздания бренда Maybach, обернувшегося для компании Mercedes-Benz многомиллионными убытками.

Таким образом, Silver Spirit  получил-таки "внебрачного", но чрезвычайно достойного наследника:



(Должен признаться, что в очередной раз не смог отсоединить модель от постамента, поэтому фото рядом Silver Spirit и Phantom пока сделать не получилось. Надеюсь обзавестись-таки специальной треугольной отверткой).

Ну а с Их Лазурнейшим Великолепием на этот раз прощаемся.



Благодарю за внимание! С наступающим вас, коллеги!

---
Предновогодний апдейт (треугольная отвёртка творит чудеса!):
Упаковка:


В компании "внука":








Вот на этом, действительно, всё. В этот раз. :)
Tags: 1980-е, 1:43, neo scale models, rolls royce, британия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments