Юкко Линтунен (ukko_lintunen) wrote,
Юкко Линтунен
ukko_lintunen

Изделие «401»: АТ-Т

Не прошло и года с момента, как уважаемый коллега vestto поделился своим приобретением: моделью тяжелого артиллерийского тагача АТ-Т. Оранжевый "медведь" с 20-тонной харизмой настолько мне понравился, что прочно занял место в списке обязательных приобретений в коллекцию. К сожалению, возможности с желаниями не совпадали довольно долго, и за эти месяцы модель успела заметно подорожать. Тем не менее, сегодня с удовольствием могу показать свой собственный экземпляр "изделия 401" — оранжевый АТ-Т с тентом, изготовленный китайскими умельцами для отечественного бренда Start Scale Models (SSM).



Вкратце напомню, что АТ-Т появился в 1949 году, как решение задачи транспортировки артиллерийских и ракетных систем нового поколения. В соответствии с требованиями, сформулированными для проекта, тягач должен буксировать прицепы массой до 25 тонн со скоростью до 35 км/ч в любых климатических условиях, имевшихся на территории СССР, иметь платформу грузоподъемностью не менее 5 тонн, лебёдку с тяговым усилием не ниже 25 тонн, а также приспособленным для переоборудования под конкретные задачи различных родов войск и гражданского применения.

В итоге, "изделие 401" Харьковского машиностроительного завода стало лучшим среди всех образцов послевоенных артиллерийских тягачей первого поколения (первые образцы были изготовлены в 1947 году и прекрасно показали себя во время испытаний). Тягач, построенный на платформе танка Т-54 с расширенной кабиной грузовика ЗиС-150/ЗиЛ-164, полностью отвечал всем требованиям, а также зарекомендовал себя с хорошей стороны как мощный, выносливый, подвижный, работоспособный, с отличными тяговыми свойствами и удобный в эксплуатации и полевом ремонте.







Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве. На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде. Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин. Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.

Уф-ф! С техническим экскурсом покончено, дальша просто картинки. Лично мне этот "танк" просто нравится. Он красив, могуч и в тоже время прост и функционален. Модель создателям удалась на славу. Предсерийные образцы модели были выкрашены в синий цвет с нарядными белыми катками и серым тентом, но потом авторы решили вырать оранжевый вариант. Пожалуй, он гораздо позитивнее. :)





"Морда медведя": в дизайне грузовых кабин 40х-50х есть неповторимое очарование.







Под капотом АТ-Т находится 12-цилиндровый V-образный танковый дизель типа В-2 оъемом около 39 л и мощностью 415 л.с. Интересно, что у танка Т-54/Т-55 двигатель размещается в задней части платформы, поэтому переднемоторная компоновка АТ-Т подразумевает, что танковая платформа была развёрнута "задом наперёд". Аналогичное решение (развёрнутую платформу танка Т-64) применили создатели бронемашины "Азовец", которую гордо представили в ноябре 2015 года в соседнем государстве.



"Заглянуть в кабину" у меня традиционно не получилось. Отмечу, что руля у водителя нет, есть штурвал. На передних крыльях, кроме тросов, имеются две лопаты, а позади кабины - два огнетушителя. Дворники травлёные, фары симпатичные. Ходовая часть модели вполне рабочая, гусеницы двигаются, а катки крутятся.



Чтобы лучше представлять себе размеры харьковского АТ-Т, поставим рядом всем известный автомобиль из Запорожья:







На этом у меня всё. Спасибо за внимание!

UPD: небольшое дополнение. Благодаря обсуждению модели в "Песочнице", появилась новая (для меня) информация о модели.

Вот таким был предсерийный прототип модели в синем цвете:



А вдохновлялись создатели модели (как мне подсказал всё тот же коллега vestto) вот этим аппаратом:



В итоге было принято решение изобразить АТ-Т из состава восстановительного поезда в Нижнем Тагиле, к которому приписаны тягачи с инвентарными номерами 141169 и 141170:





Некоторые машины из состава поезда вместо тентов получили КУНГи, а также имеют какое-то интересное навесное оборудование:





Вот теперь — точно всё. Спасибо за внимание!
Tags: 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1:43, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments